История Tenere

Началось все в 1976 году с модели XT 500, быстро завоевавшей популярность в Европе. Многоцелевой эндуро стал очень успешным в большинстве европейских стран. Ралли «Париж-Дакар» всегда было высшей точкой для мечтателей о приключениях, о путешевиствиях в далекие труднодоступные места. Yamaha Motor France выступили в роли пионера с модифицированными раллийными мотоциклами XT 500.

Странная идея?
Конечно, европейское подразделение Yamaha планировало поднятьтся на этой новой тенденции рынка. Они вызвали удивление в штабе Yamaha Japan в 1981 году, когда предложили производить точные копии раллийных моделей с 30-литровым топливным баком и большим одноцилиндровым двигателем, или даже твином. Это была сложная для понимания в Японии концепция, где мечты о приключениях еще не имели популярности. И никто не мог вообразить, что обычные мотоциклисты захотят ездить с такими большими топливными баками. Но инженеры все-таки приняли вызов и создали первую модель Tenere в 1983 году!

Имидж и функционал
Ралли «Париж-Дакар» находилось на пике своей популярности. Tenere стал новым видом универсального туристического мотоцикла, способным на любые поездки, простым в обслуживании и с доступной ценой. При этом он имел образ большого и «взрослого» байка. Название Tenere было позаимствованно у известной африканской пустыни, одного из самых трудных этапов ралли. Вскоре этот мотоцикл стал одним из бестселлеров Yamaha! За первые 10 лет, как началось производство, в Европе было продано 61000 единиц Tenere 600/660 (включая 20500 во Франции, являющейся крупнейшим единым рынком).

Развитие модели

1983 год. Первое поколение. Новая категория.
XT600Z Tenere с маркировкой 34L был впервые представлен на Парижском мото-шоу в октябре 1982 года. Его первая цветовая схема стала легендарной: белая с красной цепью блоков, как эмблема Yamaha, и синяя с черными блоками, которая была навеяна цветами французской гоночной команды Yamaha Motor (Sonauto / Gauloises). Первый Tenere принес много новшеств в сегмент эндуро, таких, как передний дисковый тормоз (в то время были распространены барабанные тормоза), задний моно амортизатор с прогрессивной характеристикой и алюминиевым маятником с рабочим ходом 235 мм. Передняя вилка также имела отличные характеристики: диаметр 41 мм, пневматика, ход 255 мм. Двигатель (расточенная версия XT 550) имел рабочий объем 595 cc, большую тягу на низах, и мощность 43 лс с максимальной скоростью 160 км/ч. Электрическая схема была простейшей, электростартер отсутствовал. Крошечная пластиковая облицовка фары и огромный топливного бак на 30 литров завершали образ.

1986 год. Второе поколение. Электрический стартер.
На Парижском шоу в конце 1985 года второе поколение XT600Z Tenere с маркировкой 1VJ было встречено восторженной толпой. Новая версия была еще ближе к фабричным раллийным мотоциклам, хотя топливный бак уменьшился до 23 литров. Это произошло частично из-за воздушного фильтра, перемещенного из-под сиденья под топливный бак. Электрический стартер стал вкладом в ежедневное использование мотоцикла. Мощность была увеличена до 46 лс благодаря более крупным клапанам, изменениям в карбюраторе и новой конструкции воздушного фильтра. Максимальная скорость увеличилась до 163 км/ч.

1988 год. Третье поколение. Полная защита.
Третье поколение XT600Z с маркировкой 3AJ появилось на свет после полного редизайна. Удивительные отличия снова приблизили его к ралли-версиям. Мотоцикл обзавелся большой сдвоенной фарой, что было новшеством в этой категории. Бак остался прежней емкости 23 литра. В двигателе произошли некоторые существенные изменения, в частности, в головке цилиндра. Увеличился размер ребер охлаждения цилиндра. Для улучшения охлаждения была изменена система циркуляции масла, переднее крыло стало ниже. Усилился задний дисковый тормоз.

1991 год. Четвертое поколение. Новый 5-клапанный 660 см3 двигатель
Спустя восемь лет после первого Tenere, инженеры Yamaha, следуя своим традициям, продолжили воплощать мечту с XTZ 660 Tenere, внедрив новейшие по технологиям двигатель и раму. Они использовали современный двигатель с жидкостным охлаждением и пятью клапанами. Сначала казалось, что это противоречит принципу простоты, но это, тем не менее, гарантировало надежность, минимальное обслуживание, улучшило общую дружелюбность модели, и обеспечило неплохие 48 л.с. Новый Tenere стал более худым и менее строгим, чем прежде, следуя тенденции к более дорожному стилю вместо использования, как ранее, преимущественно на бездорожье. Например, ход подвески стал короче, емкость топливного бака была уменьшена до 20 литров.

1994 год. Пятое поколение. Обтекатель.
В 1994 появилось новое поколение 5-клапанного XTZ. Его основным отличием был был абсолютно новый пластиковый обтекатель с двойной передней фарой, по сути скопированный с известного Super Tenere 750. Не было никаких существенных механических изменений двигателя или шасси.

С 1999 года мотоцикл перестал выпускаться. О дальнейшем развитии Tenere будет написана отдельная статья.

(с)перто

Добавить комментарий