... При поездке на Сахалин такой люфт неравномерно вытянул мне цепь до состояния периодического слетания. Грешу на говенную ямахавскую стоковую цепь Ретина, но не хочу дальше экспериментировать со вновь установленной новой цепью ER...
[/quote]
Таки влияет!
На износ цепи.
Про износ цепи.
Я пока не готов дискутировать про демпферы и их влияние, но по практике - большой люфт почти всегда плохо.
И все же я не про демпферы. Как ни странно, но неравномерный износ цепи и передней звезды заложен в Тенеру конструктивно. И вот почему.
ДАЛЬШЕ МНОГО БУКВ. ТОЛЬКО САМЫМ ВЪЕДЛИВЫМ

На неравномерный износ цепи и звездочек сильно влияет ситуация, когда на один и тот же зуб попадает одно и то же звено цепи. То есть чем чаще это происходит, тем хуже. В дальнейшем назовем это «встречей пары». К тому же пары у нас две, на передней и на задней звездочке. В итоге нас интересует через сколько оборотов цепи и передняя и задняя пары встретятся одновременно.
Рассмотрим наш случай: цепь L=110 звеньев, передняя звездочка F=15 зубцов, задняя R=45.
Теперь посчитаем, через сколько оборотов цепи «пара встретится»? У нас взаимодействуют цепь и звезда. Начнем с передней звезды. Вспоминаем понятие «наибольший общий знаменатель». Для 110 и 15 это 5. Вычисляем.
110 умножаем на 15 и делим на 5 (110 * 15)/5 = 330. Это означает, что «пара встречается» каждое 330 звено. Теперь можно 330 звеньев разделить на 110 звеньев цепи и получаем 3 оборота цепи. Это очень хреновый показатель! Собственно это соотношение и порождает неравномерный износ цепи.
Аналогично считаем заднюю звезду: (110 * 45)/5 = 990/110 = 9. Это означает, что «пара встречается» каждые 9 оборотов цепи. Тоже не фонтан, но чуть лучше.
Снова через общий знаменатель выводим число, когда и на передней и на задней звезде одновременно «встретятся пары» (3 * 9)/3 = 9. То есть каждые 9 оборотов цепи случается «обоюдная встреча»
Чтобы понять наглядно, насколько это часто, рассмотрим пример. Вы едете не спеша на пятой передаче с постоянной скоростью около 100км/ч. На тахометре 4000 оборотов в минуту. Передняя звездочка в этот момент делает почти 2500 оборотов в минуту. Задняя чуть более 830. Получается, что одновременная встреча «двух пар» случается 92 раза в минуту, то есть 1,5 раза в секунду!
От этого можно попытаться уйти только сменой тех или иных чисел. Самый простой вариант выкинуть одно звено из цепи, т.е. сделать 109 звеньев. (В этом месте обычно у людей случается сердечная недостаточность, потому как нечетных цепей не бывает.

Но пока ни кто не смог обосновать, почему.

) В этом случае встреча пар случается через 45 оборотов, что в 5 раз реже. Тоже так себе, если честно. Но все же...
Понятно, что на износ влияют и другие факторы, как чистая-грязная, смазанная-не смазанная, рваная езда по буеракам или равномерная на дальняк.
И кстати! Не стоит считать, что японские инженеры все учли. Не все. Потому что это не возможно. Любой механизм это союз противоречий. И они, инженеры, часто вынуждены идти на компромиссы. В данном случае выбранное передаточное число всего лишь попытка свести воедино разгонную динамику, максимальную скорость, экономичность, экологичность, ресурс и прочее, и прочее. А дальше, как говорится, соль и перец по вкусу. В разумных пределах, конечно